Марковский Ярослав Дмитриевич

Марковский Ярослав Дмитриевич, родился 14 сентября 1941 года в городе Махачкале (в республике Дагестан). Воспитывали его мама Александра Ивановна и две её сестры. До войны его родители жили в Москве. Когда началась война, отец ушел в ополчении. Немцы подошли вплотную к Москве и, Александра Ивановна уехала в эвакуацию к старшей сестре, которая проживала в Дагестане. Анастасия Ивановна, работала преподавателем в Дагестанском педагогическом институте, её муж был дорожный строитель. Средняя сестра Наталья Ивановна, работала чиновником в министерстве образования, и она  после того, как развелась с мужем и осталась жить одна, потом переехала к сестре. Родители Ярослава Дмитриевича происходили  из дворянского сословия. Отец Александры Ивановны был полковником русской армии, получил ранение во время русско-японской войны и скончался в 1916 году.
Александра Ивановна окончила в 1925 году Всесоюзный художественный институт (г. Москва) и с этого времени  работала как живописец. В Дагестане она получила звание Заслуженный деятель искусств. Это звание было дано за активную творческую работу. А.И.Марковская является автором многих портретов известных работников культуры ДАССР. Также её кисти принадлежат несколько многофигурных картин. С 1959 года она работает преподавателем живописи в дагестанском художественном училище. Наряду с портретами Марковская часто обращалась к жанру натюрморта. С особым вдохновением она изображала цветы. С детства был окружен картинами, наблюдал за работой мамы и пытался сам что-то делать. Позднее пошел в изостудию при доме пионеров  и после окончания средней  школы в 1959 году поступил в Дагестанское художественное училище, где проучился пять лет и  получил диплом учителя рисования и черчения. Начал работать в школе и решил глубже изучить теорию искусства. Он стал серьёзно готовиться к приёмным экзаменам и в 1960 году поступил на факультет теории и истории изобразительного искусства Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина. Пришлось выдержать конкурс 9 человек на место. Учёба в институте стала самым счастливым временем его жизни. Одновременно он продолжает заниматься живописью, с восторгом пишет этюды ленинградских дворцов. Со студентами выезжает в другие города союза и за рубеж. За время учёбы он посетил города: Киев, Львов, Таллин, Ригу, Варшаву, Прагу, Берлин и во всех своих поездках он не расставался с этюдником. В 1965 году, получив диплом с отличием, Марковский возвращается в Махачкалу. В 1971 году он начинает работать в Дагестанском педагогическом институте на художественно-графическом факультете. Он преподаёт историю изобразительного искусства, живопись, композицию. После окончания стал выставлять свои работы на выставках.
В 1994 году началась война в Чечне. Город Грозный находится совсем недалеко от Махачкалы. Супруга Ярослава Дмитриевича, обеспокоенная тревожными событиями, настояла на переезде в Сибирь. Сама она была родом из Курагинского района, а её сестра жила в п. Большая Ирба. В 1993 году семья поселилась в Минусинске, а Ярослав Дмитриевич стал работать преподавателем в колледже культуры и искусства. В том же году Ярослав Дмитриевич впервые выставил свою работу «Зимний вечер» на выставке произведений  минусинских художников и этого времени он участвует постоянно в ежегодной выставке-конкурсе «Минусинская палитра». В 2001г и 2011г состоялись юбилейные персональные выставки творчества Я.Марковского. Любимыми жанрами Марковского являются пейзаж и натюрморт. Из всех времён года он предпочитает осень и зиму. Сибирская осень восхищает художника буйством красок. Эту красоту он пытается запечатлеть в своих работах. По его убеждению снег преображает природу. Кроме этого художник любит писать цветы. Он стремится передать их хрупкую недолговечную красоту. Марковский – убеждённый сторонник реалистического метода в искусстве. Он считает, что понятие реалист и художник – это синонимы. Очень рано в его сознании сформировалась резко отрицательное отношение к модернизму, т.е. антиреалистическому искусству. Он уверен, что модернизм является реакционным методом, который противоречит прогрессивному развитию искусства. Далеко не всё новое является прогрессивным. Новое должно доказать, что оно имеет преимущество перед старым, тогда это новое имеет право на существование. Не раз Марковский вступал в полемику сторонниками авангардизма, находя противоречия их доводах. Марковский убеждён, что чаще всего за демагогическими рассуждениями о модернизме маскируется желание добиться успеха, минуя тяжёлый каждодневный труд.
По словам Ярослава Дмитриевича, сказано то, что весь антиреализм и модернизм, это страшная ошибка и заблуждение. Это одно из первых проявлений глобализации, которая разрушает и дает свободу. Художник должен выразить себя и как он это делает роли не играет, Ярослав Дмитриевич считает, что искусство это и есть познание жизни, это утверждение каких-то общечеловеческих ценностей, но чтобы мысль донести до зрителей, художник должен быть мастером. Живопись много раз уничтожалась, Марковский рассказывает, что один единственный путь, либо мы действуем к природе, либо отказываемся, что в природе не существует. Художник - это заговор против логики, против здравого смысла, чаще всего художники сами не знают, что пишут. Это тяжелая борьба, которая почти привела к победе модернизма. Нас постепенно приучают смотреть через кривое зеркало, то есть простое называется сложным, сложным называется простое; безобразное называется прекрасным, прекрасным называется безобразное и т.д. Ярослав Дмитриевич считает, что это связано с нежеланием трудится и работать, как работали раньше мастера. Когда преподавал, учащиеся спрашивали «Зачем я буду стараться и трудиться, если платят за безобразие миллионы?» с этим поспорить сложно, утверждает Марковский.
Сейчас правительство фактически  бросило художников на произвол судьбы, государственные заказы практически отсутствуют. Поэтому все художники работают только на свой страх и риск, не надеясь на никакое вознаграждение. Они пишут свои работы только для того, чтобы показать своим зрителям. Но, к сожалению, минусинцы, в основном, равнодушны к живописи. Этому свидетельствует чрезвычайно низкая посещаемость нашей картинной галереи. Даже преподаватели краевого колледжа культуры и искусства редкие гости на  выставках в галерее. Пустой зал картинной галереи одно из проявлений состояния бездуховности нашего общества. Очень многие не видят смысла художественной деятельности и не очень хорошо понимают, для чего существует изобразительное искусство. Телевизор стал фактически единственным источником духовной пищи. Но это не означает, что художники должны отказаться от творчества. Всегда, в любые самые тяжёлые времена находились люди, которые не давали  окончательно угаснуть огню добра, истины и справедливости. Искусство сейчас утверждает эти  вечные общечеловеческие ценности.
Слова знаменитого художника Леонардо да Винчи: «Живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия – это живопись, которую слышат». Ярослав Дмитриевич согласен с этим высказыванием, он говорит «Нужно сначала определить для себя, что такое поэзия. Если что – то вызывает отклик в душе -  это поэзия, а если раздражает – это фальшь».












Комментариев нет:

Отправить комментарий